Одной из главных причин потрясений на финансовом рынке Премьер-министр назвал массовый вывоз населением валюты в Россию для покупки автомобилей. Мы это уже слышали в 2011-ом. С той лишь разницей, что тогда вывозили на запад, сейчас – на восток. Не смешно.
Выступая перед гражданами в воскресном телеэфире главных телеканалов страны, Михаил Мясникович посетовал, что в оплату 21500 легковых автомобилей из страны только в октябре-ноябре вывезено в Россию около 320 млн. долларов. Одно могу сказать – цифры верные.
Если вы на досуге поковыряетесь в моем блоге, то найдете с десяток тревожных звоночков на эту тему, которые звучали еще с весны. Были еще и десятки писем БНПА и БАА «во все инстанции». Не слышали, не знали, не замечали?!
Да все слышали и знали! Так при чем же здесь население, которое третий раз за шесть лет переживает такие потрясения на финансовом рынке? Люди спасают свои сбережения, свои доходы как могут. Но на то и правительство в стране, чтобы вовремя реагировать на тревожные тенденции.
Или у правительства не было рычагов управления ситуацией? Были. Посмотрите, как бодро идет исполнение поручений «сверху» по замораживанию цен в импортозависимой экономике!
Боялись социальных потрясений в обществе в канун сами знаете чего (не подумайте, что Нового года)? А с каких пор вопрос покупки иномарок стал социальным? И если действительно «виноваты» 21.5 тысяч покупателей автомобилей в России, то почему сейчас должны страдать все? От пионеров до пенсионеров? Что это за социальность такая, когда купивший иномарку обваливает уровень жизни учителя, врача, студента?
Но у меня плохие новости для Премьера. Хоть белорусы и вымели все склады-магазины ближнего зарубежья России, за что наша власть удостоилась похвалы от российского посла за «правильную политику», но поток на восток не иссяк и в декабре.
Более того, напуганное население будет пытаться теперь выгодно «пристроить» не только рублевые, но и валютные вклады. Но ведь Указ № 607 приведет к необходимости увеличения маржинальной прибыли дилера-импортера на 36.6% для уплаты налога при приобретении валюты, а рублевый эквивалент валютных сбережений граждан при легальной конвертации в обменном пункте вырос лишь на 25%. Следовательно, в валютном эквиваленте легковые автомобили в Беларуси подорожают. Вот такая вот загогулина…
Пока остатки ЗВР не вывезли к соседям, Правительству и Национальному банку необходимо в диалоге с бизнес-сообществом обсудить следующие меры:
- С 1 января 2015г. ввести оценку соответствия ввозимых гражданами единичных транспортных средств в соотвествии с техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
- Снизить ставки утилизационного сбора на ввозимые юридическими лицами легковые автомобили до уровня, установленного для физических лиц.
- Налог при покупке валюты разрешить относить на затраты в налоговом учете субъектов хозяйствования.
- Решением Национального банка предоставить право импортерам автомобилей осуществлять розничную торговлю за валюту до стабилизации ситуации на валютном рынке.
- И наконец, провести «человеческую девальвацию». Считайте, что мы сами власть об этом попросили…
И прежде, чем обвинять автолюбителей в давлении на валютный рынок, стоит вспомнить народную поговорку: как рулюешь, так и едешь…