На момент публикации этого материала уже будут известны итоги первых недель продаж. Не думаю, что они нас порадуют. Сегодня аналитики спорят лишь о глубине падения рынка.

Общий объем продаж новых легковых автомобилей, включая продажи отечественных дилеров,  в нашей стране в январе или феврале относительно декабря прошлого гуда рухнет в разы. Думаю, в 3-5 раз.

При этом год к году рынок может сохранить свой объем и даже немного прирасти. Все будет зависеть от дальнейшей динамики цен на автомобили в России и курса российского же рубля.

rubl-fall-dawn

Пузырь автомобильного рынка не лопнет, а будет быстро сдуваться, поддерживаемый паническими настроениями вкладчиков, не успевших выгодно пристроить или просто обезопасить свои сбережения.

При этом выгодной инвестицией может оказаться и покупка автомобилей «по старым ценам» в Беларуси. Некоторые дилеры наверняка предпочтут продавать автомобили 2014 года без значительной корректировки рублевых цен. При этом всем понятно, что в цену автомобилей нового прихода импортеры будут закладывать актуальный курс.

Я не исключаю, что и часть держателей валютных вкладов предпочтут альтернативную банковской ставке выгоду от покупки автомобилей по ценам, которых еще долго на рынке не будет. Хотя, стоит ли зарекаться в нашей стране?!

Запасов автомобилей у белорусских дилеров хватит на пару месяцев «вялой» торговли. Сдерживание рублевых цен позволит отечественным автосалонам сохранить свои продажи примерно на уровне соответствующих месяцев предыдущего года. Попытка выставить «новые ценники» приведет к падению продаж.

Оценивая результаты января-февраля текущего года нельзя сбрасывать со счетов значительный объем автомобилей, который был оплачен дилерам еще в прошлом году, но поступит в настоящем. Формально, их следует включить в общий итог, но денег рынку они не добавляют.

Когда вкладчики выдохнутся, дела пойдут хуже. Стена выросших цен будет трудно преодолима при застывшем уровне доходов и сумасшедших кредитных ставках. Реально рынок может начать восстанавливаться только во втором полугодии. Если не будет новых потрясений.

В течение всего года, видимо, будут сохранятся ценовые преимущества импортеров автомобилей из России. Не думаю, что российская инфляция цен на автомобили отыграет всю глубину девальвации.

Если говорить о марочно-модельной структуре спроса, то кроме доминирования автомобилей с шильдиком «Сделано в России» предполагаю стабильно-обычную сильную позицию премиальных марок. Кризис – он не для всех.

Это не означает, что премиум-бренды начнут разлетаться, как горячие пирожки. Просто падать они будут с меньшей скоростью, чем «бюджетники».

Абсолютное доминирование на рынке сохранится за популярными иномарочными седанами российской сборки. Возможно дальнейшее увеличение интереса к компактным кроссоверам, особенно если их продолжат ставить на сборочные  конвейера в России.

Невероятный всплеск спроса на легковые автомобили в конце года обнажил нашу болезненную зависимость от потрясений у соседей. Думаю, правительство обязано было реагировать на складывающуюся ситуацию. Тем более, что она возникла не в одночасье.

Печальный итог нашего бездействия: взяли взаймы у России пару миллиардов под проценты и тут же вывезли их обратно в экономику чужой страны.

Если в текущем году не будут приняты серьезные меры по защите национального автомобильного рынка, то он просто к концу года деградирует. И это будет не только проблема занятых в автосалонах, СТО, банках, страховых и рекламных агенствах, органах по сертификации и т.п., но и огромный недобор средств в бюджет страны и давление на валютный курс.

Союз – это хорошо. Но своя рубашка ближе к телу.

 

Специально для журнала «Дело»