Стремительно сжимающийся автомобильный рынок обострил борьбу за выживание. И в этой борьбе не всегда крупная рыба поедает мелкую.
Сегодня уже мало кто не предрекал спад на авторынке. Если в начале года казалось, что ввоз легковых автомобилей в страну вряд ли превысит тысяч семьдесят, то финишный спурт белорусов был великолепен. За 11 месяцев 2014 года импорт уже достиг уровня предшествующего 2013 года, а по количеству вывезенной валюты даже превысил на 136 млн долларов.
Гадание на прогнозах в нашей стране дело не благодарное, но позволю себе предположить, что общий импорт легковых автомобилей в страну снизится вдвое. При этом почти так же, ну чуть меньше (на 40-45%) может снизиться ввоз новых легковых автомобилей. А вот продажи дилеров, хотя и снизятся к уровню предыдущего 2014 года, но вряд ли упадуть больше чем на 20%.
В отчаянной борьбе за свою часть авторынка дилеры будут поедать не только друг друга, но и более мелких игроков, работающих в сегменте новых и бывших в употреблении автомобилей. Исход борьбы дилеров между собой во многом будет зависеть от размера собственного капитала, финансовой модели конкретного дилера, доступа к российскому рынку автомобилей, доли доходов от сопутствующих услуг и послепродажного обслуживания в бюджете дилера данной марки.
Не надо быть провидцем, чтобы предположить, что в выигрышной позиции окажутся дилеры российских автопроизводителей, оплачивающие автомобили слабеющим российским рублем и имеющие льготный порядок уплаты утилизационного сбора.
Импортерам из-за пределов Таможенного союза придется не сладко.
Заявление дилеров об отказе от «Моторшоу» — первая ласточка. Не за горами сообщения о закрытии автосалонов или приостановлении деятельности дилеров. Хотя у нас это может происходить без лишнего шума.
Исход этих «голодных игр» для отдельного автодилера во многом будет зависеть не только от условий поставок автомобилей, но и от степени развитости технического сервиса, трэйд-ин, продажи автокомпонентов, наличия привлекательных финансовых продуктов.
Результат изнуряющей борьбы друг с другом разнокалиберных игроков авторынка во многом будет зависеть и от расположения к ним регулятора рынка. Важнейшей задачей автодилеров, БАА является укрепление к себе доверия со стороны власти. Это позволит начать не только слушать, но и слышать друг друга.
От ситуации, когда власть критикует дилеров за монопольно высокие цены и требует «затянуть пояса», а дилеры не могут донести до правительства свои доводы в пользу защиты национального рынка, необходимо перейти к созидательному диалогу.
Властям следует определиться, какое ведомство является регулятором автомобильного рынка. Сегодня – у семи нянек дитя без глаза. КГК, Минторг, Госстандарт, Минпром, Минфин, Минэкономики, МНС, Нацбанк… кажется, семь?
Напрашивается некий «меморандум о взаимопонимании». Вы понимаете, что мы не жлобы и не вшивые блохи, мы понимаем, что на нас ложится определенная ответственность за развитие ситуации на автомобильном рынке и наполнение бюджета.
Властям следует выбросить на свалку надуманный лозунг о «социальности» покупки автомобиля электоратом и способствовать развитию цивилизованных продаж и сервиса в стране, а автодилерам не злоупотреблять своим положением на рынке и вовлекать в свои сервисно-сбытовые сети вчерашних «перекупов» и мелкий автосервис.
Спектр жизненно важных вопросов, которые необходимо решить с пользой для бизнеса, бюджета и общества слишком велик, чтобы не начинать им заниматься еще вчера. От мер по ограничению ввоза «бэу» автомобилей старше 2007 года выпуска и оптимизации ставок утилизационного сбора, до особого порядка уплаты ввозного НДС импортерами и специального налогового режима при исчислении подоходного налога в отдельных сферах деятельности с высоким уровнем «теневой составляющей».
Автомобильный январь многих отрезвил. Рухнувший раз в пять ввоз «легковушек» оставит бюджет без сладкого. Реакция будет обычной: что-нибудь забрать, что-нибудь не отдать, что-нибудь затянуть.
Хотел бы ошибиться…Ведь голодные игры на автомобильном рынке Беларуси только начинаются… Может к осени полегчает. Ведь что у нас там по осени считают? Ах, да, опять цыплят…