По данным Белстата импорт легковых автомобилей в Беларусь в 2013г. составил почти 1,15 млрд. дол. Общий ежегодный оборот первичного и вторичного рынка продаж легковых автомобилей в стране составляет не менее 2 млрд. долларов.
Примерно еще столько же выручки формируется в смежных с продажами автомобилей сферах деятельности: продажа запчастей, сервисные, страховые, банковские, рекламные, сертификационные и иные услуги.
В целом рынок сокращается. Если в прошлом году было ввезено более 102 000 легковых автомобилей, то в нынешнем – в лучшем случае 70 000, но при 30% спаде импорта торговое сальдо по этой группе товаров не улучшается.
На сегодняшний день рынок первичных продаж легковых автомобилей поделен примерно следующим образом: 50% – серый рынок сделок между физлицами, 50% – рынок сделок с новыми производимыми и импортируемыми автомобилями. Сокращение первой половины рынка позволит увеличить легальный товарооборот.
Если в 2013 году в расчете на 1 тыс. населения в России продано 15 новых легковых автомобилей, в Казахстане – 10, Украине -5, то в Беларуси менее трех!
Напомню, было прямое указание Главы государства по вопросу снижения ввоза «бэу» по итогам посещения завода СЗАО «БелДжи», но пока решений нет.
Это могут быть решения как республиканского уровня (например, введение в полном объеме ТР ТС 018\2011 с 1.01.2015г, в том числе аналогичного действующему в РФ требования соответствия Евро-5).
Это могут быть решения и городского уровня (например, ограничить срок эксплуатации автомобилей-такси, автомобилей для проката). Полный перечень предложений БАА ранее был внесен в Министерство экономики. Кстати, было бы неплохо, чтобы городские СМИ подключились к освещению проблемы «бэу» ввоза. Пусть бы СТВ показало на экране кладбище разбитых автомобилей, поступающих на ПТО «Колядичи-Авто», которые потом через систему гаражного автосервиса всплывают на рынках в качестве «премиум-иномарок»!
Оставшуюся половину рынка делят отечественные производители, белорусские дилеры и с этого года еще и дилеры российские. Пусть локализация производства у наших производителей китайских автомобилей символическая, но мы все заинтересованы в увеличении продаж этих авто. И вместо того, чтобы «рекомендовать» национальным дилерам иметь на «полках» своих автомагазинов отечественный товар Министерство промышленности отказывается вовлекать дилерскую сеть в г.Минске в процесс продаж и обслуживания отечественных автомобилей!
А ведь если отбросить принудительное распределение через систему государственных закупок, то похвастаться продажами в городе отечественному производителю и нечем, хотя льготы и меры поддержки получены беспрецедентные. Кстати, в городе, как минимум, пять автосалонов продают китайские автомобили.
Отечественные производители не покрывают и 10% потребности рынка в новых легковых автомобилях. Остальную часть делят национальные и иностранные дилеры. Если в прошлые годы лишь считанные единицы граждан выезжали в российские автосалоны за новыми автомобилями, то в августе не менее 20% новых легковых автомобилей куплены нашими гражданами в РФ. И мы впервые в новейшей истории страны получим в этом году отрицательное внешнеторговое сальдо по группе легковых автомобилей с Россией.
Причины накапливались годами. Отмена льготного НДС с 24 января 2012г., введение не самых удачных ставок утилизационного сбора с 1 марта и, конечно, Указ № 361 от 21.07.2014г.
Добавьте сюда разницу в ставках НДС, эффект масштаба рынка, а в моменте и ослабление российского рубля – и причины понятны. По многим автомобильным маркам сейчас себестоимость у белорусских дилеров выше, чем розничные цены у российских. Желающим проверить «сверхдоходы» белорусских дилеров я принес отчет о прибылях и убытках. Любое ухудшение условий деятельности для национальных дилеров приводит к оттоку клиентов к дилеру чужой страны. И в бюджет чужой страны в итоге поступит и тот самый НДС.
Что делать в условиях ТС? Не повышать НДС до 22%. Отменить, приостановить и не продлевать норму пп.1.5. Указа 361 (эта норма дает рост затрат на 1,5-2%). Если изменять Указ не корректно, то издать разъяснения о том, что авто с дооборудованием не является «товаром, реализуемым в неизменном виде». Снизить ставки УС до уровня фактических затрат на утилизацию, то есть до уровня ФЛ (2000 рос.руб). Возможно, как и для автомобилей Джили, снизить ставку НДС до 10%.
В Россию едут с деньгами, кстати при этом валюты вывозится минимум на 30% больше, чем при импорте белорусским автодилером. Значит, белорусам надо активнее работать с сегментом покупателей, у которых нет всей суммы на покупку. Этому мешают высокие ставки банковского кредита.
Необходимо развивать лизинг автомобилей для физических лиц. С этой целью предлагаю предоставить налоговый вычет в сумме лизингового платежа гражданина и закрепить это в НК РБ.
Необходимо шире развивать прокат легковых автомобилей. С этой целью предлагаю ввести для прокатных фирм специальный налоговый режим, аналогичный введенному с 1.01.2014 г. для малых предприятий автосервиса.
Наши прогнозы: никаких серьезных решений, по крайней мере до конца года, власти не примут. Продажи дилеров, которые сократились в августе на 15% к августу прошлого года не восстановятся и объем торговли за оставшиеся 4 месяца и год в целом будут ниже прошлогоднего уровня.