Рынок легковых автомобилей в стране идет на спад. По итогам года импорт легковых автомобилей в страну упадет минимум на 30%. И, конечно, небольшое собственное производство в Борисове и Опчаке серьезно повлиять на ситуацию не сможет.

В первом полугодии «падал» только рынок поддержанных авто. Во многом из-за существенного падения реэкспорта в Россию. Во втором полугодии «в минус» ушел и рынок дилерских продаж новых легковых автомобилей. Вероятнее всего, белорусским дилерам не удастся повторить результат прошлого года.

rynok-padaet

В чистом выигрыше от сокращения серого рынка «перекупов» оказались российские дилеры. Если в прошлые годы ввоз из России новых автомобилей был на незначительном уровне, то уже за полгода россияне смогли получить 20% рынка продаж новых легковых автомобилей в нашей стране.

Часть «перекупов» и фирм, занимавшихся ввозом под заказ автомобилей из Европы и США, сейчас переориентировались в восточном направлении. Хорошо, что в этой сфере появились профессиональные посредники, плохо то, что они по-прежнему не платят налоги со всех доходов и не дают развиваться законопослушным участникам рынка.

К сожалению, тревожная тенденция быстрой потери огромного потребительского рынка страны пока никак не беспокоит власти Беларуси. Многочисленные обращения автодилеров и предпринимательских союзов пока больше похожи на «глас вопиющего в пустыне».

Как бы ни вел себя рынок вцелом, определенные тенденции по-прежнему прослеживаются. Одной из них является рост популярности среди белорусов автомобилей с повышенными внедорожными свойствами.

В текущем году такие  автомобили формируют около трети всех продаж новых авто в Беларуси. Хотя лет шесть-семь тому назад их доля не превышала четверти рынка.

Кризис влияет на предпочтения и покупки белорусов. Если в 2008 году самым популярным среди новых SUV был Volkswagen Touareg, то сейчас лидеры продаж – это кроссоверы средних и малых размеров, такие как Renault Duster, Renault Sandero Stepway, Kia Sportage, Emgrand X7, VAZ Niva и другие.

Лидерами же по динамике роста продаж среди новых SUV в январе-августе текущего года являются китайская модель Emgrand X7, Mitsubishi ASX, Toyota RAV4.

Сегодня спрос на рынке новых SUVсосредоточен в ценовом диапазоне от 15 до 25 тысяч долларов. Конечно, большинство автомобилей в этом сегменте обладают ограниченными внедорожными свойствами. Кроме коротких свесов кузова, увеличенного клиренса и незначительного защитного «обвеса» в таких автомобилях больше ничего внедорожного можно и не найти. Но может и этого достаточно в условиях городской эксплуатации.

Из «настоящих внедорожников», то есть автомобилей, имеющих не только полный привод, но и раздаточную коробку, блокировку дифференциала, рамную конструкцию и т.д., в указанном ценовом сегменте сегодня можно приобрести только UAZ Patriot и Great Wall Hover (Haval).

Среди автомобилей сегмента SUV доля производимых в Таможенном союзе меньше, чем в целом по рынку. Если в сегменте бюджетных седанов доминируют только автомобили, собранные в России и Беларуси, то среди SUV такого подавляющего превосходства не наблюдается.

Думаю, что популярность сегмента внедорожных машин в Беларуси будет сохраняться в ближайшие годы. При этом активнее будут совершаться покупки SUV-B-класса, хотя лидерство, бесспорно, останется за автомобилями SUV-C.

В последние годы хорошую динамику продаж показывают китайские марки. Если по итогам 2013 года быстрее всех росли продажи китайской Chery, то по итогам 2014 года лучшую динамику покажет Geely, а самым продаваемым в сегменте SUV может стать Emgrand X7. Правда, самый продаваемый еще не значит самый популярный. Ведь львиную долю продаж продукции СП «БелДжи» обеспечивают государственные закупки.

Если говорить о ценах, то сейчас они находятся на минимуме под давлением ряда факторов. В первую очередь, это спад на автомобильных рынках России и Беларуси и существенная девальвация российской валюты. Остатки будут проданы, и ценники на автомобили вернутся на уровень нормальной маржинальности автодилеров.

Сейчас сложно делать какие-либо погнозы. Влияние политики на экономику велико, как никогда. Но я не исключаю, что спад на рынках легковых автомобилей в Таможенном союзе продолжится в 2015 году. И пожалуй, только у Беларуси есть еще резерв для поддержки продаж национальных дилеров за счет сокращения ввоза «бэу» автомобилей. Сегодня рынок Беларуси поделен между новыми и бывшими в употреблении легковыми автомобилями примерно поровну, имея ввиду первичные продажи.

Инструмент для решения проблемы «бэу» уже существует. Вступающий в силу с 1 января 2015 года технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» введет процедуру сертификации автомобилей, ввозимых физическими лицами. Воспользуются белорусские власти этой возможностью или нет – покажет время.
Сергей Варивода,

Заместитель Председателя РОО «БНПА»