Внезапное появление на правовом поле Указа Президента Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. №361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» (далее – Указ) вызвало негативную реакцию бизнеса.
В первую очередь, кулуарность подготовки документа, который наносит тяжелейший удар по отдельным сферам предпринимательской деятельности, не делает чести властям и прямо противоречит пп.9.2 и 9.4 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Проект документа не обсуждался Министерством финансов не только с деловым сообществом, как того требует Директива № 4, но и со многими заинтересованными органами государственного управления.
Нам остается лишь гадать, почему чиновники данного ведомства своевременно не реагировали на те негативные процессы с платежным балансом и бюджетом страны, которые могли вынудить столь скоропалительно принимать столь неоднозначный по последствиям нормативный акт.
Логика разработчиков предельно ясна: в соответствии с пп.1.5 п.1 Указа «заморозим» в бюджете часть оборотного капитала импортеров и решим сразу и проблему дополнительных доходов бюджета на второе полугодие 2014г., и снизим приток импорта в страну, а стало быть, давление на обменный курс.
Проблема кабинетных разработчиков актов законодательства в том, что они видят экономику и реальную жизнь из окна своего здания в центре города. Отсюда и регулирование в экономике в духе «хотели как лучше, а получилось, как всегда».
Очевидно, что экономика нынешней Беларуси далеко не в лучшей форме. И требуется консолидация усилий власти и бизнеса для обеспечения более динамичного роста экономики, доходов населения. Но о какой консолидации может идти речь, если нет элементарного доверия и взаимного уважения?
Не стану давать оценку последствиям принятия пп.1.5 Указа для всех рынков импортных товаров, а приведу лишь пример из хорошо известной мне сферы деятельности автомобильного дилера.
Кстати, импорт только легковых автомобилей в Беларусь за прошлый год составил 1 145 822,1 долларов США. Общий ежегодный оборот первичного и вторичного рынка продаж легковых автомобилей в стране составляет не менее 2 млрд. долларов.
Примерно еще столько же выручки формируется в смежных с продажами автомобилей сферах деятельности: продажа запчастей, сервисные, страховые, банковские, рекламные, сертификационные и иные услуги.
И цена принимаемых решений при регулировании рынков такой емкости крайне высока. Вот, например, разработчики Указа № 361 решили усложнить жизнь национальным дилерам-импортерам.
И усложнили. Если в начале года дилеры декларировали рост продаж (по итогам 1 кв. 2014г. по данным БАА – 13%), то уже в августе дилерский рынок сократился на 15% относительно соответствующего периода прошлого года. И по нашим прогнозам до конца года спад сохранится.
Но свято место пусто не бывает. Если вы решили купить в кои-то веки новый автомобиль, то вы его купите. Не здесь, так за границей.
И август это наглядно показал. По автомобильным маркам, представленным в Белорусской автомобильной ассоциации, 20% продаж новых автомобилей обеспечили дилеры соседней страны. В целом же по рынку по оценке самой БАА этот показатель еще выше и достигает 30%.
Так в каком бюджете добавилось денег? НДС и прочие налоги уплачены нашими покупателями в бюджет Российской Федерации.
И при этом в том же августе на учет в ГАИ поставлено новых легковых автомобилей на 8% больше, чем год назад, то есть импорт возрос! При этом следует учесть не только рост импорта в штуках, но и существенное (около 30%) отличие суммы вывозимой валюты из страны дилером-импортером и покупателем-физическим лицом. Последний в валюте оплатит в бюджет другой страны тот самый НДС и не только.
Вместо того, что сохранить национальный рынок в своем распоряжении и получать с него бюджетные доходы наши чиновники создают условия для экспансии на рынок страны для иностранного бизнеса. Заметьте, здесь речь не идет о приходе иностранного инвестора, а лишь о вывозе капитала.
В настоящий момент автодилеры, разместившие уже заказы до конца года (такова специфика нашей деятельности), пытаются привлечь дополнительный заемный капитал для финансирования ввозного НДС. При сложившейся стоимости заемных средств это приводит к увеличению издержек бизнеса на 1,5-2,0%.
В конечном итоге эти издержки будут переложены на плечи потребителей. Во всяком случае тех, кто не имеет возможности приобрести автомобиль зарубежом.
Чтобы минимизировать отток клиентов в зарубежные автосалоны, белорусские автодилеры будут снижать свою маржу, что опять-таки приведет к снижению налоговой базы по НДС и налогу на прибыль.
Под давлением возмущенной предпринимательской общественности и отдельных органов государственной власти Минфин решил все же посоветоваться по Указу № 361: не следует ли норму пп.1.5 включить в Налоговый кодекс …на постоянной основе!
Ответ бизнеса, по-моему, очевиден. Как и очевидно неприятное для власти, но единственно возможное решение: ограничить ввоз в страну легковых автомобилей физическими лицами из-за пределов Таможенного союза.
Согласно статистике Белстата, за первое полугодие 2014г. в страну ввезено 34 106 легковых автомобилей, из них физическими лицами 21 250 шт., то есть 62,3%. Мы, кстати, по структуре рынка страна уникальная среди наших соседей. Если в 2013 году в расчете на 1 тыс. населения в России продано 15 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, в Казахстане – 10, Украине -5, то в Беларуси всего три!
Ограничение ввоза автомобилей гражданами из-за границы позволит при сохранении объема рынка улучшить ситуацию с вывозом валюты и налоговыми отчислениями от сделок с автомобилями.
В завершение хотелось бы обратить внимание еще на одну норму Указа № 361: п.2.7 Указа вносятся изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 года № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». Согласно этим изменениям предоставляются льготы по арендной плате за земельные участки, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, заключенным между инвестором и Республикой Беларусь.
Жаль, что законодатель опять «забыл», что п.2.4. вышеуказанной Директивы № 4 предусмотрено право на освобождение от уплаты арендной платы за земельные участки на период строительства для всех категорий инвесторов, а не только подписавших инвестиционный договор. Спустя почти четыре года после подписания Президентом Директивы № 4 эта норма так и не реализована на практике.
И следовательно, до сих пор инвесторы, заплатившие в бюджет немалые деньги за право аренды земельных участков для реализации инвестиционных проектов платят в полном объеме эту самую арендную плату. А те, кто сумел подписать в нужных кабинетах инвестиционный договор, имеют льготу как на период строительства, так теперь и после его окончания!
Полагаю, что власти все же пора научиться слушать и слышать бизнес. Как ни крути, а мы в одной лодке.
Сергей Варивода,
Заместитель Председателя РОО «БНПА»