vvoz-upal

При этом за 8 месяцев текущего года из страны уже вывезено более 700 миллионов долларов в оплату импорта легковых автомобилей. Граждане пока не уступают автомобильным дилерам.

Из 56 984 ввезенных в январе-августе в страну легковых автомобилей 28413, или 49.86%, приходится на физических лиц. С учетом более низкой средней стоимости сделки в сегменте физических лиц при этом граждане вывезли 257.137 миллионов долларов, то есть около 36.5% валютных средств.

vvoz-1

Данные Белстата не позволяют точно определить долю ввозимых гражданами новых легковых автомобилей. С учетом оценок Белорусской автомобильной ассоциации можно предположить, что из 3591 ввезенного в августе т.г. легкового автомобиля около 3 тысяч составляют «бэу», а доля новых около 15% (500-600 автомобилей).

Характерной особенностью августа является сохранение (и даже небольшое увеличение относительно среднемесячного показателя) объема импорта легковых автомобилей, несмотря на все усилия правительства по его ограничению. Так, если среднемесячный импорт организациями (дилерами) в количественном выражении составляет чуть более 3.5 тыс «легковушек», то в августе этот показатель составил 3866 ед.

Напомним, что август – это второй месяц действия Указа Президента № 361, пп.1.5 которого должен был привести к спаду активности импортеров. Но, к сожалению, в июле Белстат зафиксировал аномально высокий ввоз автомобилей за счет импорта из России (в 8 раз!), о чем я уже писал в блоге, а в августе дилерский импорт вернулся на обычный уровень. При этом падение импорта нашими организациями из России составило 70%, что подтверждает догадки о неслучайном всплеске ввоза в июле, вызванном попытками импортеров успеть принять на учет автомобили до 25 июля – даты вступления в силу Указа № 361.

При этом следует отметить, что автомобильные дилеры «заморозили» в бюджете по поставкам августа на 90 дней сумму ввозного НДС, а это не менее 13 млн долларов. Это существенные для дилеров деньги, и изъятие таких сумм «оборотки» наверняка уже сказывается на их финансовом благополучии. А следовательно, косвенно и на их участии в финансировании доходов бюджета.

Отрицательное сальдо внешней торговли по группе легковых автомобилей (код ТН ВЭД) 8703 за восемь месяцев составило минус 615.9703 миллиона долларов. При этом реальное сальдо еще хуже. Ведь в цене поставляемых на экспорт автомобилей Geely импортная составляющая очень велика. Поэтому получив от экспорта (и реэкспорта) 87.7808 млн долларов страна потратила значительную сумму на закупку китайских машинокомплектов, которые отражены по другим статьям отчетности Белстата.

Стабильно растущее отрицательное сальдо в торговле легковыми автомобилями с Россией стало хронической болезнью нашего торгового баланса. К сожалению, усилия правительства пока явно недостаточны, чтобы переломить негативную тенденцию этого года. Как следствие, в августе сальдо с Россией достигло минус 15 819 ед. или минус 247.0454 млн долларов!

Полагаю, что ввоз «легковушек» дилерами в последние месяцы года будет существенно замедляться. Скажутся усилия правительства по связыванию активности отечественного бизнеса.

Физические же лица напротив нарастят свою долю в импорте. Особенно усилится ввоз автомобилей гражданами из России. Как новых, так и бывших в употреблении. Пир во время чумы…

С каким спадом продаж на автомобильном рынке мы столкнемся в 1-2 квартале 2015 года, пока не хочется даже думать…