По мере распространения коронавируса процесс восстановления сборочных линий может занять больше времени, чем ожидалось, что в последствии вызовет цепную реакцию по всему миру.

Китайские заводы по производству автомобилей и автомобильных запчастей будут закрытыми дольше, чем ожидалось, из-за коронавируса, что увеличивает вероятность остановки сборочных линий в Азии, Европе и Соединенных Штатах из-за нехватки деталей.

Удар по автомобильной промышленности, в которой занято восемь миллионов человек по всему миру, проявляется в том, что производство на мировых заводах проседает. Это усиливает и без того быстрорастущие экономические проблемы.

Многие автопроизводители планировали вновь открыть свои китайские заводы в понедельник, что уже на неделю позже, чем планировалось после традиционного лунного новогоднего праздника. Но несколько компаний, включая BMW, PSA и Toyota, отложили перезапуск своих сборочных линий еще на неделю, что, судя по всему, сделают и другие. Даже относительно короткий перерыв в поставке деталей и материалов может большие последствия, считают аналитики.

«Две недели — это, вероятно, буфер, который есть у большинства людей», — сказал в пятницу Марк Фулторп, директор по исследованиям рынка IHS Markit, который следит за автомобильной промышленностью. «Нарушение в цепи поставок может многократно увеличиться и иметь не самый лучший эффект.»

Остановка производства на китайских заводах ударили по автопроизводителям с нескольких сторон. Вирус уже заставляет их терять продажи в Китае, крупнейшем в мире автомобильном рынке на сегодняшний день. Если они будут вынуждены закрыть заводы за пределами Китая из-за нехватки запчастей, как это уже сделал Hyundai в Южной Корее, они также могут потерять продажи в других регионах.

Поскольку автомобильная промышленность настолько обширна, ее приостановка распространится на всю мировую экономику. И это едва ли единственная отрасль, подверженная риску из-за проблем с цепочкой поставок. Другие включают компьютеры и электронику, текстиль и тяжелую технику.

По оценкам Аны Боата, главы отдела макроэкономических исследований компании Euler Hermes, каждая неделя, в течение которой китайские заводы остаются закрытыми, вычитает из мировой экономикми 26 миллиардов долларов.

Некоторые из этих продаж будут окупаться после того, как вирус утихнет, но «мы сомневаемся, что мировая экономика достаточно сильна, чтобы полностью наверстать упущенное», — сказала госпожа Боата в записке клиентам в пятницу.

Разрушение автомобильной промышленности наиболее замтно в Ухане и прилегающей провинции Хубэй, где находятся много поставщиков автозапчастей.

PSA, французский производитель автомобилей Peugeot и Citroën, заявил, что три его автозавода в Ухане, центре эпидемии в Китае, останутся закрытыми до 14 февраля.

Вирус также приостановил производство далеко от Уханя. Немецкий автоконцерн BMW, у которого есть три завода в Шэньяне, на севере Китая, приостановил производство до 17 февраля.

Toyota заявила, что не возобновит полноценное производство на своих четырех автомобильных и восьми компонентных заводах в Китае до февраля 17, что на неделю позже, чем планировалось. Японский автопроизводитель заявил, что он следит за потенциальными проблемами за пределами Китая, но «в настоящее время нет никаких изменений.»

Ни один из автопроизводителей не может возобновить свою деятельность, пока не получит на это разрешение правительства.

Daimler и Volkswagen также имеют крупные операции в Китае. Volkswagen заявил в субботу, что не возобновит производство на большинстве своих заводов в стране до 17 февраля, ссылаясь на проблемы с «общенациональным перезапуском цепочек поставок, а также ограниченными возможностями для поездок наших сотрудников, работающих на производстве.» Даймлер заявил в воскресенье, что он придерживается планов начать открытие своих китайских заводов в понедельник. Немецкая экономика Даймлера особенно уязвима к любому экономическому спаду в Китае. Снижение темпов роста Китая на 1 процентный пункт лишит 0,6 процентного пункта роста Германии, подсчитал институт Ifo в Мюнхене. Отчасти это объясняется тем, что немецкие заводы так сильно зависят от комплектующих, произведенных в Китае.

Рост в Европейском Союзе уже близок к нулю. Коронавируса может оказаться достаточно, чтобы ввергнуть регион в рецессию.

«Быстрое распространение коронавируса по всему Китаю быстро становится основным источником неопределенности для экономики», — говорится в записке экономистов ING Bank для клиентов.

Чем больше времени требуется для сдерживания вируса, тем больше риск того, что заводы за пределами Китая могут начать простаивать. Fiat Chrysler Automobiles предупредил в четверг, что завод в Европе, который он отказался идентифицировать, находится в опасности из-за нехватки деталей.

«Если ситуация в Китае продолжит ухудшаться, FCA предсказывает потенциальный риск в течение ближайших двух-четырех недель на одном производственном объекте в Европе», — говорится в заявлении компании. Компания «продолжит мониторинг ситуации и разработку планов действий в чрезвычайных ситуациях.»

Г-н Фулторп из IHS Markit сказал, что компаниям может быть трудно быстро найти поставщиков-заменителей.

Даже отсутствие, казалось бы, незначительной части может заставить заводской цех остановиться. Автопроизводители могут даже не знать происхождения всех деталей, которые они используют. Их могут ждать неприятные сюрпризы, когда необходимый узел электропроводки или другая деталь, о существовании которой они даже не подозревали, вдруг станет недоступной.

«Вы не сможете построить автомобиль с 95 процентами деталей», — сказал мистер Фулторп. «Вам нужны все.»