История белорусского автопрома берет свое начало аж с 1997 года. Правда, все грандиозные проекты – с иранским Samand, американским Ford, польским «Люблином» – по итогу оказывались колоссами на глиняных ногах. И вот в 2013 году к нам пришел китайский Geely.

szao-belgee

Сборка была налажена в Борисове не площадях завода «Автогидроусилитель». Из широкого спектра моделей компании в арсенале белорусско-китайского производителя пока седан SC7, кроссовер Emgrand X7 и мини-кроссовер LC-Cross. На заводе работают около 250 работников, за год собрано 10 000 автомобилей, что уже можно назвать успехом.

Каковы перспективы у китайского автомобиля белорусского производства? Окажется ли очередной автомобильный эксперимент успешным и какую выгоду получат жители Борисова и Жодино от его реализации? На эти и другие вопросы корреспондент сайта www.ex-Press.by попросил ответить экономиста Льва Марголина.

— Лев Федорович, может ли попытка в Борисове наладить производство автомобилей оказаться успешной? Какие плюсы и минусы вы видите в нынешнем проекте?

— В плюсе у борисовчан то, что основным партнером с китайской стороны является компания Geely. Это частный холдинг, первый частный производитель автомобилей в Китае, который сегодня входит в 500 крупнейших компаний мира по версии журнала «Fortune». В 2013 году заводы холдинга выпустили около 600 000 автомобилей. С 2010 года Geely принадлежит компания Volvo. И это при том, что первый свой автомобиль компания выпустила в 1997 году, как раз тогда, когда начались автомобильные опыты в Беларуси.

belgee-hall

Минус – недоверие к китайскому качеству. Белорусские владельцы Geely пока еще не обладают достаточным опытом, чтобы авторитетно судить о нем, а вот их украинские коллеги уже могут делать определенные выводы. Там аналогичные машины продаются уже несколько лет. По материалам одного из форумов, основные претензии – качество сборки, слабый движок, что особенно чувствительно при обгоне, отсутствие вертикальной регулировки сидения, качество окраски. Есть и другие, более мелкие погрешности. Так, например, у многих потребителей вызывают недовольство сроки поставки запчастей, хотя здесь украинцы нашли выход, который и нашим стоит взять на заметку: много чего подходит с Toyota Corolla.

В перспективе объем выпуска автомобилей Geely планируется довести до 120 000 в год. По мировым стандартам, автомобильное производство становится рентабельным, когда количество выпускаемых авто достигает 60 000. Так что если заявленные планы удастся осуществить, то очередной автомобильный эксперимент может оказаться успешным.

Правда, несколько смущает тот факт, что более 50% акций СЗАО «Белджи» принадлежит заводу «БелАЗ», следовательно, большую часть затрат по строительству нового завода тоже придется нести ему. Хватит ли средств?

lc-cross-pekin

— Давайте вернемся немного назад и поговорим о китайском качестве. На ваш взгляд, ему можно доверять?

— Качество – действительно больное место китайских производителей. Российский портал «Зарулем.рф» провел опрос среди посетителей, готовы ли они купить китайский автомобиль. Положительно ответили лишь 23% респондентов, причем с уточнением, что произойдет это только в случае улучшения их качества. Отрицательный ответ дали 60% участвовавших в опросе. Будем надеяться, что это болезнь роста. Ведь когда объемы производства вырастают в десятки раз за несколько лет, от проблемы обеспечения квалифицированными кадрами никуда не денешься. Однако нужно отдать должное, китайцы медленно, но уверенно справляются с этой проблемой. Мы уже давно привыкли к изделиям крупнейших мировых брендов с пометкой «сделано в Китае». Возьмите те же телевизоры или DVD-плейеры. Еще недавно мобильные телефоны марки Huawei или ZTE были экзотикой, сейчас это уже привычно.

— В немалой степени решение проблемы качества будут зависеть и от белорусских специалистов тоже?

 — Да, несомненно. Более того, в ближайшее время от крупноузловой планируется перейти в режим промышленной сборки. А это означает, что значительная часть производства автомобилей будет локализована в нашей стране. В частности до 2017 года на площадке между Жодино и Борисовом планируется создать собственные производственные мощности, где кроме сборки будут производиться сварочные и покрасочные работы. Вот тогда, если новый кузов начнет вдруг ржаветь, пенять придется только на себя.

sviat-belgee

— Как вы уже обмолвились, в планах – построить завод между Борисовом и Жодино, способный производить 120 тысяч автомобилей в год. Geely собираются продавать не только внутри страны, но и «по всему миру», то есть, в России и Казахстане. Примерно до 90% от всего объема, выпускаемого в Беларуси. Вы думаете, получится?

— Конечно, главная проблема – это реализация. Всем понятно, что ни 120 тысяч, ни 60 тысяч в нашей стране не продашь. Действительно, расчет на страны Евразийского союза, на Россию и Казахстан. Борисовские автомобили уже сертифицированы на этих рынках и начали там продаваться. Конечно, российский рынок не резиновый, конкуренция там уже сейчас достаточно острая. Но и китайцы не дремлют. В первом квартале текущего года общий объем реализации китайских автомобилей на российском рынке составил не менее 20 тысяч машин или 3% от числа всех проданных за это время авто. Прогнозируется, что в ближайшие несколько лет доля китайских компаний на рынке РФ увеличится до 10%. На сегодняшний день почти 70% российского рынка автомобилей – это машины, выпускаемые производителями из Европейского союза. В связи с ослаблением российского рубля, продажи многих из них упали, и будут продолжать падать. В этом отношении более дешевые китайские автомобили, в том числе и белорусского производства, имеют неплохие перспективы. Необходимо также учитывать и политическую ситуацию. Европа ввела санкции, поэтому Китай становится стратегическим партнером России и в политической, и в экономической сфере.

Собственный легковой автомобиль – голубая мечта нашей власти. На рабочей встрече с премьер-министром М. Мясниковичем и руководителем Миноблисполкома С. Шапиро 14 января этого года производство в Беларуси отечественного легкового автомобиля на уровне мировых стандартов Лукашенко поставил в один ряд с реализацией проектов в сфере космоса и строительством АЭС. Поэтому ради «Белджи» не остановились перед тем, чтобы расширить границы свободной экономической зоны (СЭЗ «Минск»). Правда, завод в Обчаке, где производились «Форды» и «Саманды», тоже находится в этой зоне, но это ему не помогло. Стоит отметить усилия правительства в решении вопросов реализации продукции СЗАО «Белджи» на территории России и Казахстана, в частности, вопросы утилизационного сбора. Ну, и, конечно, указ президента № 175 от 4 апреля 2009 года, которым предусматривается ряд существенных льгот предприятиям, производящим легковые автомобили и заключившим соответствующее соглашение с Министерством промышленности РБ. Это освобождение от налога на прибыль сроком на три года, а также освобождение от уплаты таможенных пошлин и ввозного НДС на срок не менее 10 лет.

obrabotka-belgee

Есть еще момент, о котором обычно стыдливо умалчивают: административный ресурс. Это когда госпредприятиям ненавязчиво рекомендуют обратить внимание на свой автомобиль. Раньше это был Samand, теперь, наверное, Geely.

— Однако обращает на себя внимание более серьезный и взвешенный подход к реализации и обслуживанию автомобилей…

— Да. Уже сегодня купить и обслужить свой Geely можно в девяти дилерских центрах на территории страны. В дальнейшем предприятие обещает, что ездить на техобслуживание придется не далее, чем на пятьдесят километров. Такой сетью мог похвастаться разве что АвтоВАЗ. Отметим также достаточно агрессивный маркетинг. Аккаунты в социальных сетях, создание передачи на ТВ «Чтоб мы так «Джили!», праздничные презентации в Жодино – это то, что отличает стиль «Белджи» от предшественников. Нынешний эксперимент по производству легковых автомобилей вполне может быть успешным.

luka-belgee

— А что получат жители Борисова и Жодино от его реализации?

— Прежде всего – рабочие места. На новом заводе планируется создать 1200 рабочих мест с достаточно привлекательной зарплатой. О налоговых поступлениях говорить не будем по причине их практически полного отсутствия в ближайший обозримый период. Да и потом, в соответствии с налоговым законодательством, поступать они будут не в местный, а в республиканский бюджет. Гораздо важнее перспектива загрузки соответствующими заказами борисовских и жодинских предприятий. Ведь упомянутый указ президента предусматривает жесткий график перехода к промышленной сборке, а также обязательства организации о сокращении ввоза автокомпонентов. При этом производство сварки, окраски и сборки кузовов легковых автомобилей должно быть начато не позднее чем через 30 месяцев со дня заключения соглашения. Мы, конечно, редко укладываемся в графики, но, возможно, наш случай станет приятным исключением.