Сергей Варивода:

Парадоксы автомобильного рынка: чем больше, тем хуже?

Продажи новых легковых автомобилей в Беларуси второй год подряд на рекордных уровнях. И второй год подряд автодилеры отменяют «Моторшоу». Что на самом деле происходит на автомобильном рынке страны?

Для начала определимся с терминологией. В последнее время принято считать, что у автодилеров все растет. Только мало кто понимает — что?

Начну издалека. Рынок легковых автомобилей Беларуси (ввозимых и производимых, новых и старых) падает. И по итогам 2015 года падение составит не менее 30% к уровню 2014 года.

Это означает, что в страну впервые за многие годы было ввезено менее 100,0 тыс. легковых автомобилей, а вывезено из страны в оплату автомобильного импорта менее 1,0 млрд. долларов США.

Чем хуже, тем хуже

При этом продолжается увеличение доли новых автомобилей, что позволило нашей стране в кои-то веки подняться в топ-25 Европы. При этом доля ввоза «бэу» по-прежнему явно не европейская и составляет около половины общего рынка.

Результат «фифти-фифти» вполне мог бы порадовать официалов и добавить сладенького худому бюджету. Если бы их мухи не прилетели на наши котлеты.

К сожалению, доля прямых продаж российских автодилеров белорусским покупателям в прошлом году продолжала расти и в целом по году составила около 45 %. Напомню, год назад дилеры надеялись на треть. Не свою, их треть.

В итоге дилеры БАА остались практически при своих: дилерские продажи легковых автомобилей выросли всего лишь на 5%. И на том спасибо. Если бы не некоторые «но».

Статистика Белстата утверждает, что почти 90% импорта легковых автомобилей в прошлом году осуществлялось из одной страны. Напомню, что годом ранее доля этой страны составляла 66%. А в 2013 году из России ввозилось всего-то 16 %.  Так что, не ГАЗОМ единым (размер шрифта – по усмотрению читателя)…

Белорусским автодилерам ничего другого не оставалось, как быть в тренде. Или умереть. Немногие предпочли второе. Как следствие, выжившие прекратили прямые контракты с изготовителями из-за пределов Таможенного союза и на сегодняшний день по сути своей обрели статус обычного регионального пророссийского дилера.

Это позволило иметь конкурентные цены и существенно сократило дилерскую маржу. А также изменило расклад сил среди самих автодилеров. Более подробно об этом расскажет БАА на пресс-конференции в феврале. Скажу лишь, используя модное словечко, что такой волатильности дилерских продаж в разрезе отдельных марок не было никогда. А уровень монополизации авторынка явно зашкаливает: топ-10 дилеров обеспечили 92 % дилерских продаж, а доля ввозимых из России автомобилей в продажах дилеров Беларуси превысила 85%.

Справедливости ради, даже у тех, кто в «топе», как в известной юмореске, не вчерашние «раки по «пять», а нынешние – по «три». Кто не в «топе», тем явно не до шоу и не до жиру. Хоть  сам раком становись. В итоге, посовещавшись, те и другие решили второй год подряд «Моторшоу» не проводить.

Существенное, почти в два раза, за год с хвостиком, падение выраженных в «уе»  цен на новые автомобили привело к доминированию на рынке сделок в бюджетном сегменте. В топ-5 самых популярных среди белорусов моделей новых автомобилей все иномарки из сегмента «до десятки». И эти пять моделей (Duster, Logan, Sandero, Polo, Accent\Solaris)  обеспечили 35% всего рынка новых легковых автомобилей!

Маржинальность продаж дешевых автомобилей соответствующая, а основной контингент покупателей – вчерашние владельцы «бэу» с характерной обреченностью к гаражному сервису. Лакомства ни в продажах, ни в обслуживании дилерам в этом сегменте не остается.

И не могу не отметить еще одну характерную особенность рынка: растущий спрос на кроссоверы. Вчерашние владельцы седанов и хетчбеков стремятся пересесть на что-то подобное, но с приличным клиренсом, внедорожными свесами, характерной внешностью (и, как правило, не более того). При этом в лидерах по темпам роста сегмент SUV-B (B-cross, SUV-mini).

Все бы ничего. Если бы рынок новых автомобилей с пугающей скоростью третий месяц подряд не катился вниз. Можно смело утверждать, что сокращение авторынка в этом году будет измеряться двузначной цифрой, а топ-25 так и останется лучшим результатам за многие и на многие годы.

Так что, show must go on! Только не в этом году. А смогут ли автодилеры провести «Моторшоу» в 2017-ом станет ясно уже во втором полугодии.