Спровоцированный резким падением курса российского рубля и распродажами российских дилеров взлет продаж новых легковых автомобилей в Беларуси в ближайшие месяцы сменится существенным падением.
Казалось бы, реальные доходы населения во втором полугодии снижаются, стоимость кредита застыла в ожидании снижения ставок по привлекаемым ресурсам, а население Беларуси демонстрирует невиданный потребительский оптимизм. Продажи новых легковых автомобилей выросли на 30%. Пир во время чумы.
Цифры продаж толкает вверх характерное для начала кризиса желание потребителей защитить свои сбережения от возможного обесценивания. Усилению эффекта способствует существенное ослабление российской валюты как к доллару-евро, так и к белорусскому рублю. При этом сам российский рынок, несмотря на реализуемые программы утилизации и трэйд-инн, стремительно сжимается, вынуждая автопроизводителей и дистрибьюторов продавать легковые автомобили с большими ценовыми скидками. Эдакий идеальный шторм, равный по силе которому раскачивал автомобильный рынок в конце 2008-начале 2009 годов.
Сейчас мы на гребне волны продаж. Но уже этой зимой начнем погружаться на дно. Как только иссякнет потенциал российского демпинга, спрос на рынке уснет. Многие из тех, кто хотел купить легковой автомобиль в следующем году, уже сделали это в году текущем. Российские автосалоны не только съели часть нашего пирога в этом году, но и отхватили кусок будущего спроса.
И если за январь-октябрь 2014 года продажи белорусских дилеров за счет высоких уровней первого полугодия еще как-то балансируют на показателях прошлого года, то текущая тенденция на существенный спад продаж последних месяцев очевидна. Причем плата за удержание продаж на прошлогоднем уровне огромна. Часть дилеров продают автомобили не только «в ноль», но и в убыток, что не наблюдалось, пожалуй, с кризисного 2009-го.
В текущей ситуации сложно говорить о прогнозах. Можно попытаться обозначить лишь тенденции. Год назад, говоря о планах роста рынка дилерских продаж в 2014г., я написал «скорее нет, чем да».
В грядущем году, предполагаю, рынок дилерских продаж ждет спад. Превратится ли он в обвал на 20-30% или это будет коррекция в сторону понижения на 3-5% зависит от ряда факторов, часть которых не поддаются оценке.
Очевидно, что и российские автопроизводители и дистрибьюторы скоро выдохнуться и, распродав остатки автомобилей 2014 года выпуска, отползут зализывать финансовые раны. Их прямое влияние на белорусский рынок существенно уменьшится.
Реальную поддержку рынку новых автомобилей могло бы оказать введение с 1 января 2015 года норм технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» о сертификации единичных транспортных средств при их ввозе на территорию Союза, но надежд на это немного.
Поэтому мой итоговый прогноз-2015: меньше.