Китай в этом году, вероятно, обгонит Японию и станет крупнейшим мировым экспортером автомобилей. Об этом пишет издание Financial Times.
Экспорт автомобилей из КНР в январе-июле вырос на 74% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 2,8 млн, из которых 1,8 млн — машины с бензиновыми двигателями. Объемы экспорта растут на фоне глубоких структурных проблем в автомобильной отрасли внутри страны, где производство резко превышает спрос, отмечает газета.
Серьезные расхождения связаны с тем, что представители отрасли не смогли верно угадать три ключевых тренда: резкое снижение спроса на автомобили с двигателями внутреннего сгорания, скачок популярности электромобилей, а также уменьшение потребности в личных транспортных средствах, учитывая рост популярности каршеринга среди городского населения, численность которого увеличивается.
Результатом всего этого является «огромное перепроизводство» автомобилей по всей стране, констатирует экс-глава Chrysler в Китае и основатель консалтинговой компании Automobility Билл Руссо. По его словам, избыток автомобилей на китайском рынке составляет порядка 25 млн единиц.
Китай обошел Южную Корею по объемам экспорта автомобилей в 2021 году, Германию — в 2022 году, а в этом году обгонит Японию, отмечает агентство Moody’s.
Эксперты ожидают, что КНР сохранит лидерство как экспортер автомобилей на годы. Согласно прогнозу консалтинговой компании AlixPartners, поставки машин китайских производителей за рубеж достигнут 9 млн в год к концу текущего десятилетия. В результате их доля на мировом рынке к 2030 году увеличится до 30% с 16% в 2022 году. Экспорт китайских автопроизводителей нацелен в основном на развивающиеся рынки в Европе и Азии, показывают данные Automobility. В этом году основным направлением экспорта стала Россия, отмечает FT. Волна экспорта, вероятно, усилится, поскольку китайские электромобили, которые существенно дешевле, чем машины конкурентов, закрепляются на рынке, особенно в Европе, говорит аналитик HSBC Юйцянь Дин.
В самом Китае спрос на автомобили достиг пика в 2017 году, отмечает Automobility. В дальнейшем он начал ослабевать в связи с замедлением темпов роста среднего класса в КНР.