Данные о продажах в Беларуси новых легковых автомобилей в сентябре подтвердили, что тенденция спада продаж белорусских дилеров в последние месяцы не случайна. При росте рынка на 22%  продажи дилеров снизились на 10 %.

Продажи белорусских дилеров – членов Белорусской автомобильной ассоциации снижаются относительно соответствующего периода прошлого года третий месяц к ряду. О причинах, стимулирующих отток клиентского капитала из страны, писалось неоднократно. «Наверх» отправлены десятки писем БАА, БНПА и других предпринимательских объединений с предложениями мер по изменению ситуации:  от мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности до мер налогового стимулирования.

К сожалению, реакция властей оказалось обратной. Импортерам автомобилей (и не только) вручили Указ № 361, который лишь ускорил падение продаж в автосалонах страны.

По предварительным данным 3-го квартала 2014г. по маркам легковых автомобилей, представленным в БАА, около  1600 покупателей (примерно 25% общего количества) совершили покупку нового  автомобиля за рубежом.

При средней цене реализуемого на белорусском рынке легкового автомобиля в $ 20 000 вывоз валюты составил 32 млн.долларов. Не поступила в белорусский бюджет сумма НДС, примерно равная 5,3 млн. долларов США, утилизационного сбора – не менее 1,0 млн. долларов США (предполагая, что все ввезенные автомобили имели объем двигателя не более 2,0л), а также иные налоги и сборы от реализации не только у импортера, но и в смежных сферах деятельности.

Минфин безмолвствует, потирая руки «триста шестьдесят первым». Ведь по существу, в третьем квартале автодилерам придется уплатить двойной налог на добавленную стоимость: ввозной и НДС по реализации. А раз бюджетные проблемы решены, то и мотивации на изменения нет.

Читать также: ЦБ КНР продолжил девальвацию юаня, что приведет к снижению цен на китайские автомобили

По моим прогнозам спад в дилерских продажах сохранится, как минимум, до конца года. И «недобор» в продажах дилеров в 4 кв. может составить до 1 тыс. единиц легковых автомобилей. При этом российские дилеры продолжат «отжимать» часть национального рынка у дилеров белорусских.

Почему «отжимать»?, спросит неискушенный читатель, наслушавшись чего-нибудь о «равноправии в грядущем союзе». А потому как, российский дилер не создает в Беларуси точку продаж ( в лучшем случае использует в качестве посредника дилера «зеленого»), сервисного обслуживания в гарантийный период эксплуатации автомобиля. Он не несет никакой юридической ответственности в сфере защиты прав потребителей, не обеспечивает сертификацию товара с целью обеспечения  соответствия автомобиля требованиям по безопасности. И просто нарушает закрепленную за ним изготовителем «территорию продаж и обслуживания автомобилей». Все это делается по-славянски бойко, нагло и не взирая на…

Существенный спад налоговых поступлений от дилерской деятельности придется на следующий год. Так было задумано разработчиками «361-го». И удастся ли его частично смягчить за счет мер технического регулирования ввоза «бэу» автомобилей в страну всецело зависит от воли властей.